среда, 30 апреля 2014 г.

Арам Бекчян: «Создание ЛПУ «под ключ» – новый вектор развития российского здравоохранения»

ЗДОРОВЬЕ НАЦИИ – новая стратегия №1 (27) 2014
Арам Бекчян: Создание ЛПУ под ключ – новый вектор развития российского здравоохраненияЕжегодно в России в рамках федеральных и региональных программ развития здравоохранения проектируются, строятся и вводятся в эксплуатацию сотни поликлиник, стационаров, современных клинико-диагностических центров. На оснащение медицинских учреждений высокотехнологичным оборудованием в рамках Программы развития здравоохранения  выделяются значительные финансовые ресурсы.

О вкладе российских компаний в совершенствование системы российского здравоохранения в беседе с главным редактором всероссийского журнала «ЗДОРОВЬЕ НАЦИИ – новая стратегия» Арнольдом Адамовым рассказал Председатель Совета Директоров ООО «Медицинская компания ЮНИКС» Арам Сурикович Бекчян.
- Арам Сурикович, в 2014 году вступил в силу Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Какие, на Ваш взгляд, плюсы и минусы нового закона?
- Во-первых, в новом законе достаточно четко прописан принцип ценообразования при закупке продукции. Это дает возможность избежать необоснованного завышения цен на продукцию на рынке, а также предоставляет право руководителям медицинских учреждений приобрести оптимальное оборудование. Кроме того, создана новая классификация закупок, в частности, появился такой вид конкурса, как конкурс с ограниченным участием, который позволяет осуществлять предварительный отбор участников на основе предъявления дополнительных требований, что должно способствовать повышению качества предоставляемых услуг в целом. Во-вторых, появился принцип планирования закупок. Не секрет, что в последнее время закупки медицинского оборудования проводились достаточно хаотично, это приводило к тому, что оборудование не всегда подходило для нужд ЛПУ или просто простаивало. В-третьих, право на расторжение контракта в одностороннем порядке позволяет избавиться от недобросовестных заказчиков, которые идут на судебные тяжбы. В то же время данное право позволяет сформировать ТЗ именно под одного поставщика, что может быть использовано для устранения других конкурентов.
- Каковы перспективы реализации государственно-частного партнерства (ГЧП) с учетом вступления в силу закона о федеральной контрактной системе?
- Ожидается, что закон о ГЧП должен быть принят до конца текущего года и он должен дать очень серьезные гарантии инвесторам. В настоящее время у госчиновников ошибочное представление о ГЧП. Инвестору предоставляются минимальные гарантии при максимальных требованиях. Инвестор приходит на добровольной основе и хочет понимать, каким образом ему будет осуществлен возврат вложенных средств. На сегодняшний момент закон об ОМС не дает возможность включить инвестиционную составляющую в стоимость услуги. В то же время хотелось бы отметить, что ГЧП – это самое перспективное направление развития медицины в России. Одной из самых распространенных его форм является концессионное соглашение, в рамках которого частный бизнес вкладывает инвестиции в строительство, реконструкцию и капитальный ремонт медицинских учреждений, а также оснащает их современным медицинским оборудованием, что в дальнейшем может привести к получению им прибыли в виде управления ЛПУ через тарифы и продажу услуг ФОМС или государству. Владимир Владимирович Путин на совещании по вопросам здравоохранения 21 января 2014 года в Кремле акцентировал на этом особое внимание. Вместе с тем, в России есть очень хорошие примеры ГЧП  − это гемодиализные центры, но, к сожалению, этих примеров  пока немного. Они небольшие в финансовом плане и узконаправленные. Существует множество мировых примеров, где очень удачно работает ГЧП, в частности, в Великобритании.
- Выступая в Санкт-Петербурге на конференции «Инновации в медицинских технологиях», Вы рассказали об успешном опыте внедрения  и интеграции современных комплексных решений при строительстве и оснащении высокотехнологичным оборудованием крупных медицинских учреждений. В чем уникальность проекта «под ключ»? 
- Мировой опыт показал, что внедрение инновационных медицинских технологий подразумевает комплексный подход к оснащению клиник. Разумеется, для этого необходима хорошо организованная инжиниринговая деятельность, позволяющая уже на этапе проектирования создать наилучшие условия для диагностики и лечения пациентов в будущем с использованием инновационного  медицинского оборудования. Следует отметить, что медицинский инжиниринг обеспечивает функциональное совмещение различных методик, в частности, использование особых отделочных материалов, установку специализированных систем вентиляции и кондиционирования воздуха, прокладку электрических и информационных сетей в соответствии с планом размещения медицинского оборудования. 
Создание современной клиники – это сложный наукоемкий процесс, требующий грамотных медико-инженерных технологий и эффективного управления. К этой работе следует привлекать хорошо зарекомендовавшие себя на российском рынке крупные компании, имеющие большой опыт в реализации масштабных проектов по созданию, реконструкции и оснащению лечебно-профилактических учреждений.  Практика показала, что именно такие компании имеют возможность применять современные финансовые механизмы при ведении  единого проекта по проектированию, строительству и оснащению медицинского объекта, таким образом, обеспечивая значительную экономию бюджетных средств.
К сожалению, в России заказы на строительство медицинских объектов зачастую получают строительные компании, не специализирующиеся на создании медицинских учреждений. К чему это приводит? Грубые ошибки при проектировании одной компанией и строительстве другой не дают возможности в дальнейшем установить необходимое, а порой и уникальное медицинское оборудование, что приводит к большим проблемам с поставщиками. Вот почему  так необходим комплексный подход  от проектирования и строительства до подбора и поставки медицинского оборудования и организации медицинской информационной системы.  Разумеется, очень важно использовать передовые европейские технологии, заимствовать успешный мировой опыт. 
Наш опыт позволяет в едином ключе реализовывать комплексные проекты. Так за 2,5 года были построены и запущены первая и вторая очереди Красноярского краевого онкологического диспансера. В частности, возведены и введены эксплуатацию три корпуса: приёмный покой, палатный и хирургический; произведена поставка и пусконаладочные работы медицинского и инженерного оборудования; реконструирован каньон в радиологическом корпусе и введён в эксплуатацию линейный ускоритель с планирующей системой; запущены в эксплуатацию основные обеспечивающие сетевые системы. 
Центр модернизируется с целью улучшения качества медицинского обслуживания в сфере онкозаболеваний. По оценкам медиков, пропускная способность онкоцентра позволит полностью закрыть потребность региона в диагностике и лечении онкологических заболеваний. Ежегодно поликлиники диспансера будут посещать 150 тысяч пациентов. Здесь смогут проходить обследование и лечение пациенты из соседних регионов. 
За 1 год и 9 месяцев был реализован проект по строительству и оснащению Красноярского краевого перинатального центра. Объект был завершен и сдан заказчику на год раньше, чем это было предусмотрено государственным контрактом. Возведено 4 корпуса, площадь центра составила 44 186 м². Сегодня в центре единовременно могут пребывать 190 пациентов (для сравнения – в типовом проекте всего 130). 
- В последнее время в мире, да и у нас в России, большое внимание уделяется  оценке медицинских технологий в здравоохранении при  принятии управленческих решений.

- Эти актуальные вопросы совсем недавно широко обсуждались на Международном форуме в Казани, на Европейском конгрессе в Дублине, в Совете Федерации и Государственной Думе. И это не случайно. В сложных экономических условиях приоритетом становится внедрение эффективных способов модернизации здравоохранения. Большим преимуществом в этой связи является переход на систему одноканального финансирования, которая позволит руководителям оценить эффективность работы региональных управлений здравоохранения. Большую эффективность привнесет и дальнейшая реализация концепции Единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения, она позволит  сократить издержки  и получать оперативную оценку работы медицинских учреждений всех уровней.

Комментариев нет:

Отправить комментарий